☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Дыхательная гимнастика в логопедии

Дыхательная гимнастика в логопедии

Дыхательная гимнастика в логопедии
Дыхательная гимнастика в логопедии

Дыхание — важный инструмент, который мы используем, чтобы произносить звуки, собирать их в слоги, формировать словосочетания и целые фразы, говорить с разной интонацией, передавать свои эмоции. От того, насколько корректно сформированы механизмы речевого дыхания, зависит качество речи, ее громкость, плавность, мелодичность. Поэтому и многие распространенные расстройства речевой функции (например, заикание или дизартрия) нередко возникают на фоне неправильного дыхания. 

Эта проблема разрешима! Достаточно вовремя обратиться к логопеду и научиться правильно делать дыхательную гимнастику.


Суть и особенности дыхательной гимнастики как метода коррекции в логопедии


Дыхательной гимнастикой в логопедии называют комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания. Это хорошая тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают. 

Одна из областей применения такой зарядки — логопедия, а именно — коррекция различных речевых нарушений (например, заикания, дизартрии).

Дыхательная гимнастика проста, но при этом дает хорошие результаты, поэтому используется логопедами в работе с дошкольниками. Специально подобранные комбинации упражнений помогают сформировать у ребят навыки правильного речевого дыхания, которое является важным условием

  • корректного образования звуков, их артикуляции;

  • поддержания стабильной, равномерной на протяжении одной фразы громкости речи;

  • правильной расстановки пауз;

  • плавного говорения;

  • выразительного интонирования. 

Умение правильно дышать — с глубоким коротким вдохом и плавным продолжительным выдохом — позволяет в полной мере овладеть своим голосом, научиться им управлять.


С какими проблемами помогает справляться дыхательная гимнастика


Становление речи, ее связность, четкость, мелодичность и понятность во многом зависят от того, как функционирует речевой аппарат и насколько правильно в процессах звукообразования, интонирования, говорения участвует дыхание. Поскольку в дошкольном возрасте все механизмы формируются, шлифуются, автоматизируются, неизбежно возникают нарушения, отклонения различной степени выраженности.

К таким несовершенствам речевого дыхания и связанным с ними проблемам можно отнести следующие моменты:

  • Из-за того, что дыхательный аппарат ребенка развит недостаточно хорошо, вдохи и выдохи получаются слабыми. Это сказывается на качестве речи — малыш говорит тихо, его слова сложно разобрать. 

  • Дети пока еще не научились рационально распределять выдыхаемый воздух. Поэтому начало фразы они произносят нормально, а на ее концовку воздуха уже не хватает. В результате громкость сходит на нет, окончание фразы просто «проглатывается». 

  • Неумелое управление своим дыханием, попытка успеть проговорить фразу на вдохе может привести к торопливой речи без логических пауз. Создается впечатление, что малыш «захлебывается». Или ребенку приходится делать вдох в середине слова. 

  • Начинающим «говорунам» сложно распределять дыхание на все слова. Поэтому нередко бывает так: малыш что-то начинает говорить, делает паузу, чтобы восполнить запасы воздуха, и забывает, что он хотел сказать. 

  • Если ребенок неправильно выдыхает при говорении — например, выдох получается слишком слабым, или струя выдыхаемого воздуха направляется не туда, куда надо, может произойти искажение звуков.

  • Когда выдох получается неравномерным, в виде толчков, неожиданно меняется громкость речи — малыш говорит то едва слышно, то громко. 

Вовремя скорректировать подобные нарушения и сформировать правильное речевое дыхание логопеду и его юным клиентам помогают дыхательные упражнения.


Правила и техника выполнения дыхательной гимнастики


Чтобы упражнения пошли на пользу, необходимо учитывать рекомендации специалистов:

  • Дыхательную гимнастику делают натощак или по прошествии одного-двух часов после приема пищи. 

  • Если малыш устал, находится в возбужденном эмоциональном состоянии, жалуется на плохое самочувствие, заболел, дыхательную тренировку лучше перенести. 

  • Одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять движения. 

  • Перед началом занятия в помещении нужно провести влажную уборку (вытереть пыль) и как следует проветрить, в теплое время года можно заниматься с открытой форточкой. 

  • Необходимо подобрать определенную последовательность упражнений, подготовить план занятия и придерживаться его. 

  • Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. 

  • На самом старте ребенок учится выполнять одно упражнение. На каждом последующем занятии к нему добавляется по одному упражнению. 

  • Важно контролировать темп, в котором малыш выполняет упражнение. 

  • Не рекомендуется повторять одно упражнение больше 3-4 раз, в противном случае у ребенка может закружиться голова — из-за гипервентиляции. 

Еще один существенный момент, который влияет на эффект от таких тренировок — техника выполнения. Основные правила такие:

  • вдыхать нужно через нос;

  • не поднимать плечи при вдохе;

  • выдыхать — плавно и долго;

  • при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками);

  • при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.

Осваивать технику выполнения дыхательной гимнастики начинают в положении лежа на спине. Прежде всего малышу предстоит научиться бесшумно вдыхать и выдыхать, дышать без толчков, равномерно, не задерживая дыхание. Затем переходят к упражнениям в положении сидя и стоя, позже — в движении. Тренироваться придется регулярно, пока навыки правильного речевого дыхания не будут доведены до автоматизма.

Поскольку делать дыхательные упражнения больше 5-7 минут не рекомендуют, логопеды включают в занятия логоритмику, артикуляционную гимнастику и логомассаж (его делают пальцами или специальными шпателями, зондами, чтобы вернуть тонус мышцам лица, шеи, щек, губ, языка и неба, которые участвуют в речи). 

Хотите помочь своему малышу преодолеть трудности и научиться красиво и правильно говорить, а затем и писать? Или расширить свои компетенции как действующий логопед? Пройдите курсы для логопедов и освойте логопедический массаж в НАДПО!

Обучение длится всего 2 месяца (или 160 часов) и проходит в удобном дистанционном формате. Вам не придется выходить из дома, чтобы записаться на курсы, освоить учебную программу, сдать итоговый тест и получить документ об образовании — все это вы сможете сделать онлайн.


Какие дыхательные упражнения помогают логопеду в коррекционной работе


Для формирования, совершенствования и коррекции каждого из этапов и механизмов речевого дыхания есть свой вид упражнений. Рассмотрим несколько примеров.


Для развития сильного продолжительного выдоха

  • «Листопад». Нужно подготовить «реквизит» — собрать на прогулке желтые и красные осенние листочки или вырезать их заменители из цветной бумаги. А затем можно устроить настоящий листопад — разложить заготовки на столе и активно их сдувать. Зимой листья можно заменить вырезанными из бумаги снежинками — получится снегопад. 

  • «Соревнование карандашей». Для «забега» нужно подготовить «стадион» — на столе обозначить место старта и финиша. Соревноваться в скорости будут разноцветные карандаши. Участники такого «забега» по очереди дуют на своего «спортсмена». Задача — прийти к финишу первым. 

  • «Мореплаватели». Для маленького морского приключения нужно сделать кораблики из бумаги, пробки или пенопласта, налить в тазик воду и аккуратно поставить туда «суденышки». А затем устроить на «море» шторм — дуть изо всех сил на кораблики, чтобы они плыли наперегонки. 

Важно следить, чтобы при выполнении этих игровых упражнений выдохи были плавными, долгими. Задачу можно постепенно усложнять — увеличивать расстояние между лицом малыша и листочком, снежинкой или корабликом, на который он дует.


Для отработки диафрагмального выдоха

Упражнение выполняется в положении лежа. Малыш лежит на спине, а его рука или любимая игрушка располагается на животе (в области диафрагмы). Задача ребенка — сделать так, чтобы живот хорошо дышал. Такое упражнение выполняется без усилий и не дольше 2-3 минут — чтобы не допустить гипервентиляции.


Для нормализации речевого дыхания

Упражнения выполняются на выдохе — его делают плавно и долго.

  • «Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки. 

  • «Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача малыша — понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.

  • «Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.


Для формирования правильного произношения

Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя. 

Например:

  • Змея шипит: «Ш-ш-ш».

  • Паровоз сигналит: «Ту-ту!».

  • Ребенок плачет; «А-а-а!».

  • Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».

  • Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».

Занятие пройдет намного веселее, если использовать в упражнениях игрушки. Такими помощниками могут быть:

  • мячики из пластика, дерева или пенопласта, 

  • мельницы для песка или воды;

  • вертушки и т. д.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ