☞ Войти в систему дистанционного обучения ☜
8 800 600 69 16
8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных

Записаться на обучение
8 800 600 69 16 8 499 490 06 81
c 8.00 до 20.00 (мск), без выходных
Записаться на обучение
Цели и задачи логопедии

Цели и задачи логопедии

Цели и задачи логопедии
Цели и задачи логопедии

Речь — не просто одна из многочисленных функций нашего организма. Это одно из основных условий нормального физического и психического развития человека, его полноценной жизни в социуме. В процессе становления речевых навыков случаются сбои: нарушаются внутренние механизмы, выходят из строя отдельные звенья цепи, затрудняется передача и получение информации, становятся труднодоступными или невозможными коммуникации и взаимодействия с другими людьми.

По каким причинам это происходит? Что становится пусковым ключом распада речевой функции? Как остановить патологические изменения и можно ли их предупредить? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы входит в зону интересов логопедии. Познакомимся с этой наукой поближе.


Объект и предмет исследований логопедии


Логопедия — это одно из направлений специальной педагогики, наука, которая изучает нарушения функции речи и способы их устранения. Определить, какой метод коррекции будет оптимальным в каждом конкретном случае, можно, если выявить причины возникновения патологических изменений, понимать структуру дефектов и механизмы их развития, знать все о симптомах и особенностях течения. Все это также входит в сферу интересов и исследований логопедии.

Появление логопедии как самостоятельной научной дисциплины относят ко второй половине XIX века. Интересно, что примерно до 30-х годов XX века причины речевых расстройств видели в проблемах с мышцами, которые участвуют в произношении звуков, в говорении. Поэтому при разработке способов коррекции речевых дефектов особое внимание уделялось прежде всего приемам, направленным на преодоление затруднений в артикуляции. Со временем научные представления о природе речевой деятельности углубились и расширились, а медицинская направленность коррекционной логопедической работы уступила место педагогической.

Объект исследования логопедии — это человек, у которого имеются речевые дефекты (не являющиеся физиологическим недостатком), патологии в формировании речевой функции. А предмет изучения — это различные отклонения, речевые расстройства, а также особенности организации и реализации учебно-воспитательного процесса, главные участники которого – дети и взрослые с различными речевыми дефектами. 

Что же касается структуры научной дисциплины, логопедия делится на дошкольную, школьную, подростковую и взрослую, где возрастные особенности становятся значимым критерием при выборе способов коррекции. 


Цели и задачи логопедии


Главной целью логопедии является создание и научное обоснование концепции воспитания, обучения и, в случае необходимости, переобучения людей, имеющих расстройства речи, разработка комплекса профилактических мероприятий, позволяющих предупреждать возникновение патологий речевой функции. 

Основные задачи логопедии можно сформулировать так:

  • Изучить особенности формирования речи (ее онтогенеза — от самых первых попыток что-то сказать до свободного владения всеми компонентами речи) в норме и при наличии патологических отклонений.

  • Установить, насколько распространены речевые расстройства, насколько явно выражены их признаки.

  • Определить, какое влияние патологии речевой функции могут оказывать на психическое развитие, поведение, становление личности ребенка, на то, как ему удается осваивать различные виды деятельности.

  • Исследовать, как происходит становление механизмов речи и как развиваются дефекты речи у детей с особенностями здоровья (когда имеют место проблемы со зрением, слухом, интеллектуальным развитием, болезни опорно-двигательного аппарата и т. д.).

  • Выяснить этиологию (причины и условия) возникновения дефектов речи, их структуру, механизмы, основные симптомы.

  • Систематизировать расстройства речевой функции.

  • Разработать эффективные методы диагностики речевых патологий.

  • Сформулировать и научно обосновать принципы, на которых будет строиться логопедическое воздействие, разработать методы коррекции нарушений речи.

  • Постоянно совершенствовать методы и технологии профилактики патологий речи.

  • Организовать логопедическую помощь. 

В этих задачах прослеживаются теоретический и практический аспекты специальной педагогической науки:

  • Теоретический состоит в научных исследованиях патологий и разработке эффективных способов диагностики, исправления дефектов и предупреждения.

  • Практический заключается в реализации комплексной логопедической помощи. 

Чтобы решить поставленные задачи, потребуется

  • Рационально использовать междисциплинарные связи (а именно — тесное сотрудничество специалистов разных направлений – нейрофизиологов, врачей, психологов, педагогов и других, занимающихся изучением речи и ее отклонений).

  • Обеспечить взаимосвязь теории и практики (чтобы ускорить практическое применение новейших достижений.

  • Диагностировать речевые патологии на ранней стадии и предупреждать их прогрессирование.

  • Информировать людей, проводить разъяснительную (просветительскую) и профилактическую работу.


Внутрисистемные и межсистемные связи с другими науками


Суть логопедии как науки зашифрована в ее названии, которое происходит от двух древнегреческих основ: логос — «слово, речь, высказывание» — и пайдео — «учу, обучаю, воспитываю». Но чтобы формировать у людей правильные навыки говорения, произношения, построения фраз, восприятия сказанного и услышанного, корректировать возможные дефекты и предупреждать патологические изменения в самой функции, механизмах речи, необходима глобальная база знаний — начиная от анатомии и физиологии и заканчивая языкознанием. Поэтому логопедия живет и развивается не в вакууме, а в тесном взаимодействии с другими научными дисциплинами. Это взаимовыгодное сотрудничество строится на двух уровнях — внутрисистемном и межсистемном. 

Внутрисистемные отношения логопедию связывают с:

  • психологией;

  • педагогикой;

  • разделами дефектологии (тифло-, сурдо- и олигофренопедагогикой);

  • методикой обучения родному языку и математике.

Межсистемными называют связи логопедии с: 

  • физиологией;

  • нейрофизиологией;

  • оторинолорингологией;

  • анатомией;

  • неврологией;

  • педиатрией;

  • невропатологией;

  • клиникой олигофрении;

  • психопатологией;

  • лингвистическими науками;

  • психолингвистикой. 

Что дает такое сотрудничество и какие задачи помогает решить? Давайте разбираться.


Наука

Что логопедия получает от взаимодействия с ней

Физиология и нейрофизиология, анатомия

Знания о том, как устроены и как функционируют анализаторы, благодаря которым человек может говорить, какие мозговые центры управляют речью и ее восприятием.

Оториноларингология

Возможность установить основные причины и условия патологических изменений в речи (этиологию дефектов), проследить динамику, которую дает коррекционная работа логопеда в сочетании с медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами или хирургическим вмешательством.

Возможность с помощью дифференциальной диагностики выявить речевые нарушения и сходные состояния.

Неврология, невропатология

Знания о том, как устроена нервная система, об особенностях ее развития и функционирования.

Знание о том, какова неврологическая основа речевых патологий и возможность определить, где расположен очаг поражения головного мозга.

Возможность постановки клинического диагноза и подбора оптимальной программы исправления и устранения нарушений. 

Возможность выявить неречевые расстройства.

Клиника олигофрении, психопатология

Возможность провести дифференциальную диагностику и отделить нарушения речевой функции от сходных состояний.

Знание о наиболее распространенных видах психических нарушений — пограничных состояний, которые могут проявляться в изменении поведения, эмоциональных нарушениях, задержках психического развития.

Невропатология, детская психиатрия

Возможность установить, что именно спровоцировало возникновение дефектов речи (так, мутизм, отдельные формы заикания могут проявиться после психических травм — например, сильного испуга, разлуки с близкими) и слаженными действиями психоневрологов и логопедов достичь улучшения, устранить проблему.

Лингвистические науки, психолингвистика

Знание последовательности, в которой ребенок усваивает правила и нормы языка, законов, в строгом соответствии с которыми происходит овладение языком, помогает в планировании логопедического воздействия.

Возможность разобрать структуру дефекта речи, проследить механизмы речевых расстройств.

Психология

Знание особенностей и закономерностей развития психики. 

Знание методов психолого-педагогического обследования маленьких пациентов и возможность выбрать наиболее подходящий для конкретного случая. 

Возможность найти подход к человеку с расстройством речи, установить с ним контакт.

Специальная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика)

Понимание особенностей воспитания и обучения детей, страдающих речевыми расстройствами. 

Возможность подобрать адекватные методы коррекции, которые будут соответствовать и речевым, и неречевым нарушениям.

Педагогика

Возможность внедрить в коррекционную работу общие дидактические принципы, педагогические концепции. Понимание того, как организовать учебно-воспитательный процесс.


Принципы, на которые опирается логопедия


Междисциплинарные связи дают логопедии устойчивую теоретическую и практическую базу — позволяют детально разобраться в каждой конкретной ситуации, из множества пазлов сложить полную картину происходящего и найти оптимальное решение проблемы. Опорой для научной дисциплины служат принципы:

  • Системности — речь представляет с собой сложную систему, все составляющие которой взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому, чтобы устранить какие-то нарушения, воздействовать предстоит на все элементы.

  • Комплексности — расстройства речевой функции нередко возникают параллельно или вследствие нервных или нервно-психических заболеваний, при их изучении и коррекции важен комплексный подход.

  • Развития — диагностические исследования и последующая коррекционная работа должны учитывать зону ближайшего развития ребенка, тот вид деятельности, который для малыша является ведущим в текущий период времени (например, учебная или игровая деятельность).

  • Онтогенетический — при разработке методик коррекционной логопедической работы учитывается последовательность, в которой у ребенка появляются формы речи, активизируются ее функции.

  • Этиопатогенетический — предполагает учет этиологии (условий и причин возникновения) и механизмов.

  • Обходного пути — состоит в поиске и формировании нового навыка, новой функции взамен (а точнее — в обход) нарушенной или утраченной функции и др.

Как применяются на деле эти принципы? Какие методы помогают достигать целей в логопедических исследованиях и коррекционной работе? И главное — какие результаты все это дает? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите, пройдя переподготовку по логопедии в НАДПО. Обучение у нас — это прекрасная возможность овладеть полезной и востребованной сейчас профессией в комфортном во всех смыслах онлайн-формате. 

Вы уже практикуете как логопед или хотите перепрофилироваться и расширить свои профессиональные возможности? Тогда пройдите курсы повышения квалификации по логопедии дистанционно

Обучение в НАДПО — это:

  1. Концентрат актуальной теории и практики, разбор реальных успешных кейсов.

  2. Преподаватели-эксперты, 80 % которых — доктора и кандидаты наук с внушительным практическим опытом, ответят на все вопросы и помогут разобраться с заданиями.

  3. Огромная электронная библиотека, в которой хранится более 10 000 книг и более 3000 видео (наши фонды постоянно обновляются и пополняются!). 

  4. Система скидок и льгот, разные варианты оплаты обучения (в том числе, рассрочка от Академии — без участия банков и процентов). 

  5. Диплом или удостоверение престижной московской образовательной организации — повысят ваши шансы занять достойную позицию.


Все статьи
icon1
После успешной итоговой аттестации вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
icon2
Самым успешным студентам мы помогаем в трудоустройстве, предоставляя консультации от HR-эксперта, имеющего более 15 лет опыта работы в крупнейших российских и европейских компаниях.
icon3
Наши слушатели в подарок получают доступ к популярным сервисам ЛитРес и Библиоклуб, в которых имеется большой выбор специальной литературы на тему психологии, психотерапии и развития личности.
icon4
Если это необходимо, мы предоставим вам беспроцентную рассрочку на обучение, что избавит вас от необходимости обращаться в банк за кредитом.
icon5
Приходите в НАДПО и на личном опыте убедитесь во всех наших преимуществах! Растите, развивайтесь, учитесь вместе со своим ребенком. НАДПО — место, где вы сможете лучше понять себя и ваших близких. Не сомневайтесь — у нас будет интересно!
Хотите учиться у нас?

Спасибо, Ваша заявка принята!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте заявку и с Вами свяжется сотрудник приёмной комиссии!
Ваша заявка принята

Московский диплом
Документ московской образовательной организации повышает вашу востребованность на рынке труда
100% онлайн-обучение
  • приезжать не нужно
  • тесты, практические работы и итоговый экзамен сдаются онлайн
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы
Электронная библиотека
предоставляются методические материалы для всей программы с бессрочным доступом
Рассрочка 0%
  • В день обращения
  • От 2 до 12 месяцев
Скидки и льготы
  • группам от 3 человек — от 5 до 12%
  • выпускникам Академии — 5%
  • пенсионерам — 10%
  • льготным категориям — дополнительные скидки

Отзывы о НАДПО




Аудиоотзывы наших слушателей

Обратную связь выпускников можно послушать в реальном времени
Заявка на обучение или консультацию:

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Оставьте номер телефона и мы с удовольствием расскажем вам о нашей академии:
Ваша заявка принята
НАВЕРХ